Formula E: аварии, полеты и фантастический обгон за метр до финиша

Четвертый этап Формулы Е, который состоялся в прошедшую субботу в Мексике, был как будто специально срежиссирован для тех, кто считает эти гонки скучными и предсказуемыми. Вот это был старт, вот это был финал! Обгон за победу на последних метрах дистанции, фактически под финишным флагом, войдет не только в историю Формулы Е, но и в историю всего мирового автоспорта. И, надо сказать, такого поворота событий никто не ожидал!

На самом деле четвертый этап, прошедший на автодроме братьев Родригес в Мехико, показал, какими могут быть электрогонки на стационарных автодромах, а не в условиях городских трасс, где гонщики со всех сторон зажаты бетонными ограждениями без возможности продемонстрировать свои амбиции.

Сюрпризы начались еще во время квалификации, когда заезды суперпоула выиграл новичок серии Паскаль Верляйн, выступающий за команду Mahindra Racing. После второго места на предыдущем этапе в Сантьяго де Чили стало понятно, что наполовину немец, наполовину маврикиец Паскаль Верляйн, выступавший сначала в DTM, а затем и в Формуле 1, не просто хочет, а имеет все предпосылки побороться на главное место на подиуме. Свои выступления в этом сезоне он начал со второго этапа, т. е. с первой гонки 2019 года, т. к. Mercedes не отпустил его раньше из резервного состава пилотов под предлогом незакончившегося контракта. Но второй этап для него закончился в режиме «DNF», когда через пять минут после старта Верляйн был вынужден сойти по техническим причинам. И вот третий этап — он уже поднимается на второе место, и теперь все ждут результата, который он покажет в Мехико. Но судьба жестоко над ним посмеялась.

По результатам квалификации в заезды суперпоула помимо традиционных завсегдатаев этого финального отрезка квалификации вроде Лукаса ди Грасси, Себастьяна Буэми и Антонио Да Кошты попали еще и два новичка серии — Фелипе Масса и Паскаль Верляйн. При этом Верляйн, выезжавший на трассу предпоследним (а в заездах суперпоула пилоты выходят на трассу по одному), сумел не просто показать быстрый круг, но и опередить лидировавшего до этого Лукаса ди Грасси на три десятых секунды, чем привел бразильца в состояние изумления. «Он вообще не выглядел быстрым», прокомментировал ди Грасси результат Верляйна.

Лукас ди Грасси идет по зоне активации максимального режима

Nissan E-dams стали единственной командой, у которой в суперпоул прошли сразу оба пилота — Оливер Роуланд и Себастьян Буэми, однако ни один из них не смог полностью использовать свой шанс: оба оказались на втором ряду стартового поля.

Неудача постигла в квалификации Сэма Берда — из-за технических проблем он не сумел проехать ни одного круга, однако судьи допустили его до старта с последней, 22-й позиции. Впрочем, это его не особо смущало: британец известен своими прорывами, так что в итоге он финишировал в гонке в десятке, получив два очка за девятое место.

Благодаря первой и единственной в календаре стационарной трассе на Автодроме братьев Родригес (но в конфигурации, отличающейся от Формулы 1) и широкой стартовой прямой первый круг гонки получился просто на ура. Мощный старт с активной борьбой за позиции во всех частях пелотона, обгоны, пара небольших контактов, разворотов, вылетов за пределы асфальта все это оказалось ярким, хотя и тихим по звуку зрелищем. Трибуны а в Мехико, особенно в части стадиона, они огромные — были почти полностью забиты зрителями, которые активно болели за своих фаворитов. Верляйн на старте сумел сохранить свою позицию, хотя ди Грасси атаковал его с первых метров, но вот на второе место выходит Оливер Роуланд, Берд прорывается вверх, а Стоффель Вандорн, наоборот, продолжает серию своих унылых выступлений и откатывается на последнее место. Провалил старт и Фелипе Масса. Активно прорывался вверх действующий чемпион серии Жан Эрик Вернь, атаковал Нельсон Пике — но все старались беречь машины и не проявлять излишней агрессии.

Однако буквально спустя несколько минут после старта происходит серьезнейшая авария: Вернь немного замедляется на траектории (судя по всему, он искал очередную «калитку»), и этого совершенно не ожидает преследующий его Пике. Ярко-голубой Ягуар Нельсиньо цепляет машину Верня, использует ее как трамплин, подлетает в воздухе, пролетает несколько метров и с размаху врезается в барьеры безопасности, при этом попутно задевая автомобиль Александра Симса. Моментально включенный режим FCY сменяется сначала автомобилем безопасности, а затем над трассой и вовсе вывешивают красные флаги: огромное количество обломков просто усеивает трассу в месте аварии.

Пилот жив и здоров, но его машина полностью выведена из строя. Серьезные повреждения также нанесены и формуле Верня, однако тот своим ходом добирается до питлейна и боксов, а механики команды за время режима красных флагов успевают восстановить машину до того состояния, что она вновь готова выйти на трассу. Интересный момент по регламенту Formula Е механики имеют право производить ремонт автомобиля в период красных флагов — в отличие от других серий.

Уборка трассы длится почти 20 минут, и это время после рестарта добавляется к времени гонки. Возобновляются заезды под автомобилем безопасности, и как только он возвращается обратно на питлейн, все пилоты, за исключением самого хвоста пелотона, активируют режим максимальной атаки. В итоге он не приносит никому пользы, но зато никто и не теряет позиций. Паскаль Верляйн вновь ухитряется сохранить лидерство и продолжает его умело поддерживать, совершенно не реагируя на прессинг со стороны идущего вторым Оливера Роуланда и безошибочно управляя машиной.

В целом середину гонки, несмотря на высокий темп и многочисленные попытки обгонов, нельзя назвать зрелищной. И это странно, ведь именно во второй половине гонки пять пилотов, набравших наибольшее число голосов зрителей в голосовании FanBoost, могут использовать пятисекундное увеличение энергии, а остальные — прибегнуть к максимальному режиму атаки, который, кстати, в Мексике опять был сведен к двум четырехминутным интервалам, что вызвало шквал недовольства среди болельщиков и пилотов (перед стартом сезона были обозначены три варианта режима атаки: восемь эпизодов по минуте, четыре эпизода по две минуты и два эпизода по четыре минуты). Кроме того, именно в этих максимальных режимах пилоты начинают ошибаться, превышая допустимый расход энергии, и получают штрафы.

Главным неудачником дня в этом плане стал Хосе Мария Лопес, который сначала получил штраф проездом по питлейну за перерасход энергии, а затем и еще десять секунд штрафа за превышение скорости на питлейне во время отбывания наказания. Этим дело не закончилось: при выезде с питлейна он еще и пересек белую линию, и получил третий штраф, на этот раз — пять секунд. После такого было понятно, что гонка для него потеряна.

Но чем ближе был финал гонки, тем интереснее она становилась. За 7,5 минуты до финиша Оливер Роуланд, плотно повисший на хвосте у Верляйна и в свою очередь старательно сдерживающий ди Грасси, совершает тактическую ошибку: он решает проехать по зоне активации режима максимальной атаки, чтобы воспользоваться прибавкой в мощности для обгона немецкого пилота. Однако для этого ему приходится слегка отклониться от правильной траектории, чем он открывает дорогу ди Грасси. Бразилец моментально использует этот шанс и вырывается на второе место. Следом за ним вперед пытается прорваться и Себастьян Буэми, однако Роуленд уже закрывает «калитку». Лукас ди Грасси начинает активную осаду Верляйна, но тот отчаянно и красиво защищает позиции. И все бы хорошо кончилось для пилота команды Mahindra Racing, если бы не главная специфика Formula E, а именно уровень заряда батарей: у ди Грасси он выше буквально на один процент, но именно это становится решающим моментом в схватке. До последних метров дистанции Верляйн защищается как лев, а руководитель Mahindra Racing Дилбах Гилл уже начинает хвататься за сердце, глядя на мониторы. И вот уже под клетчатым флагом разворачивается настоящая драма: последний 1% заряда батареи у Паскаля Верляйна все же заканчивается, машина теряет темп, и этим умудряется воспользоваться Лукас ди Грасси. Под рев трибун, значительно перекрывающий жужжание моторов, бразилец буквально на грани, оказавшись за белой чертой тремя колесами, все же вырывает победу! Этот финал гонки невероятно напомнил другое событие почти двухлетней давности, когда во время этапа Formula 2 в Бельгии на трассе Спа Артем Маркелов в нереальной дуэли совершает обгон того самого Оливера Роуланда аккурат под финишными флагами.

Однако несчастья Верляйна на этом не заканчиваются. Судьи награждают его вдобавок пятисекундным штрафом за срезку трассы в борьбе за позицию за несколько поворотов до финиша и получение преимущества. В итоге немец откатывается на шестое место и вместо красивой победы после лидирования на всех кругах гонки зарабатывает лишь 12 очков. Тем не менее всего за два этапа Верляйн набирает 30 очков и располагается уже на пятой строчке личного зачета. Ди Грасси благодаря победе становится четвертым с отрывом от Верляйна всего в четыре очка. Возглавляет же турнирную таблицу после четырех этапов Жером Д’Амброзио.

Еще хуже сложилась гонка для двух Ниссанов Оливера Роуланда и Себастьяна Буэми. Они так увлеклись борьбой за подиум, что в итоге израсходовали всю энергию до финиша и остановились, не доехав до клетчатого флага. Два суперпоула а в итоге ноль очков.

Сложно описать радостное безумие, творившееся в боксах Audi после невероятной победы ди Грасси. Даже руководитель команды, всегда спокойный, знаменитый своими победами в Ле-Мане Алан Макниш прыгал от радости вместе со всеми: для Audi это третья победа на этапе в Мехико, которая если и не подняла на данный момент команду в общем зачете, то заметно приблизила к заветному Топ-3, который в этом году безоговорочно возглавляет Mahindra Racing.

Следующий этап состоится в Гонконге через три недели, 10 марта. Смотрим на канале Eurosport!

Результаты гонки

Лучшие моменты 4-го этапа:

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.