Ралли на классических Skoda: автомобили с душой на дорогах Чехии

Классические автомобили готовы подарить нам одни из самых ярких и незабываемых историй. А счастье от управления такими машинами и вовсе не может сравниться с ездой на современных автомобилях. Да, это бывает не просто «сел-поехал», такую машину надо почувствовать и услышать, но зато в тот момент, когда взаимопонимание достигнуто, мир окрашивается совершенно в другие краски.
Именно такие ощущения подарило классическое ралли, организованное компанией Skoda, в котором я имела удовольствие принять участие.

Skoda очень бережно и с большим удовольствием относится к своей истории, но их классические автомобили не просто пылятся в музеях — их выводят и на прогулки. Одна из таких «прогулок» состоялась в первые дни августа — если классическое ралли по всем законам жанра в принципе можно назвать прогулкой.

Скажу сразу: ни одна Skoda во время ралли не пострадала — мы относились к ним бережно и с уважением их заслуг и седин; водители имели все необходимые навыки и знания, и любая возникавшая было проблема с автомобилем заставляла наши сердца биться от волнения чаще. Ведь шутка ли: почти каждая из этих Skoda (за исключением двух янгтаймеров) была старше фактически каждого из нас!

В первый же день в Праге состоялось первое знакомство с автомобилями, с которыми нам предстояло провести весь следующий день. На площадке около старинного здания в городе Млада-Болеслав нас ожидало десять исторических красавцев — и глаза разбегались от этих форм и расцветок.

Большинство из этих автомобилей были предложены для ралли музеем Skoda, который находится также в Млада-Болеславе, но некоторыми владеют частные лица, принадлежащие к большому коммьюнити обладателей классических Skoda в Чехии.

Млада-Болеслав — это в некотором роде родовое гнездо Skoda. Здесь расположен их завод, здесь же находится Музей Skoda и даже Университет Шкода Авто, где готовят будущие высококвалифицированные кадры для всего концерна Volkswagen Group.

Музей Skoda в Млада-Болеславе

Нашей задачей было протестировать в первый день так много автомобилей, как возможно: во-первых, это в любом случае очень интересно, а, во-вторых, на следующий день нас ожидала жеребьевка, от которой и зависело, на чем мы примем участие в ралли.

Нас с моим ко-драйвером привлек прежде всего ярко-желтый кабриолет Skoda Felicia, как один из самых броских и фотогеничных автомобилей во всей линейке. Felicia, которую предлагали нам для тест-драйва, была выпущена в 1960 году. Имя Felicia получили родстеры, сделанные на базе Octavia, первая из которых увидела свет в 1959 году. Весил такой родстер 900 кг и построен был вокруг так называемой «хребтовой» (пространственной) рамы, что делало кузов даже у кабриолетов достаточно прочным. Под капотом у Felicia находился чешский мотор объемом 1,1 литра с двумя карбюраторами мощностью 50 л.с. и максимальной скоростью 128 км/ч. Любопытно, что уже тогда в качестве дополнительной опции к Felicia предлагали «хард-топ» — съемную пластиковую крышу вместо мягкого кожаного тента.

Интересно, что именно эти автомобили завоевали симпатии всего мира, много экземпляров производили для экспорта, в том числе и с правым рулем — для Великобритании и даже новой Зеландии. В Британии она настолько «пришлась ко двору», что ее даже назвали «самым очаровательным автомобилем Восточного блока».

Нам предложили версию с левым рулем, но с коробкой передач, ориентированной направо: первая и вторая передачи переключались «от себя» в крайней правой позиции, а задняя, наоборот, на себя и вниз. Честно говоря, ни с этим, ни с чем-то еще при управлении этим автомобилем проблем не возникало. Он оказался удивительно гармоничным, «живым» и даже шустрым, а все органы его управления, в общем-то, были понятны, особенно если иметь хоть какой-то опыт общения с олдтаймерами. Вот, например, рычажок «поворотника», который расположен не горизонтально, а вертикально. Казалось бы — как понять, какой из «поворотников» он включает: правый или левый? А все очень просто: когда ты поворачиваешь руль вправо, левая рука идет вверх, задевает рычажок и включает «поворотник» направо. Когда поворачиваешь руль влево, рука идет вниз и включает левую лампочку. То же и с рычажком включения фар: чуть на себя — ближний свет, на себя и до конца — дальний свет. Все очень понятно.

В первый день знакомства с машинами моросил мелкий дождик, и, конечно, мы ехали с поднятой крышей. Минус — очень маленькие «дворники», которые справляются максимум с 1/5 всей поверхности лобового стекла, отсутствие направляющих стоков для воды на самой крыше — вода капала на стыке с боковыми стеклами внутрь салона и прямо на руки, и не слишком хорошая вентиляция, так что в какой-то момент все равно пришлось открыть окна, чтобы лобовое не так запотевало изнутри, и даже периодически вытирать его тряпочкой. Но скажу честно: это совершенно не смущало, потому что удовольствие от управления этим автомобилем и то, какие эмоции он вызывал у всех окружающих, стоили того, чтобы потерпеть небольшие неудобства!

Следующим «подопытным» стала Skoda Garde — совершенно другой автомобиль из 80-х годов, который организаторы привезли для возможности сравнения, выстроив таким образом целую последовательность моделей для понимания развития бренда: от 50-х через 80-е и к современности, так как во время этой поездки мы смогли также протестировать автомобили моделей SuperB 2019 в кузовах седан и комби, с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью как 190, так и 270 л.с. Но какими бы современными и технологически продвинутыми ни были эти машины, по своей душевности они и сравниться не могли с образцами прошлых времен.

Итак, Skoda Garde. Если честно, тестировать ее было не слишком интересно, т.к. она принадлежит к условной категории «автомобиль моего папы»: машина, которая еще не успела стать историей и превратиться в олдтаймер, воспринимается просто как старый автомобиль. Про нее многие могли бы сказать — «У меня такая была».

Первую Skoda Garde выпустили в 1981 году, у нее было заднее расположение 4-цилиндрового двигателя объемом 1,2 литра мощностью 54 л.с., пружинные подвески, двухдверный кузов и разгон до 100 км/ч за 18 секунд. Через несколько лет Skoda Garde модифицировали и дали другое имя. Так появился первый Rapid.

Конечно, она выглядит чуть пособраннее и динамичнее, чем предыдущая Felicia, но не обладает и половиной той красоты и харизмы, что есть у олдтаймера. К тому же у Garde есть и некоторые неудобства, связанные с расположением педального узла: как и у предыдущих современных поколений Volkswagen, педали расположены довольно близко друг к другу и смещены вправо, что влияет и на всю посадку: за рулем особо не расслабишься.

Следующим автомобилем, доставшимся мне на тест, стала Skoda S100 L в раллийном исполнении — дополнительное головное освещение, усиленные тормоза, раллийные ковши и руль и другой двигатель — 1,1 литра, форсированный до 75–80 л.с.

Skoda 100 по сравнению с Garde — шаг назад на десять лет, но по драйверским ощущениям эта раллийная машина стала самой интересной из всех, на чем я успела прокатиться, хотя, конечно, сравнивать cтоковый и подготовленный автомобиль совершенно некорректно. Точная, хорошо сбалансированная, динамичная, удобная, она помогала почувствовать себя почти гонщиком тех лет, отлично управлялась и вообще вызывала чувство уважения. Конечно, в ралли больше всего хотелось бы поехать именно на ней, но судьба распорядилась иначе…

Четвертой в нашем не слишком продолжительном тесте стала самая старая модель из всех — Skoda Spartak. По всему своему устройству и организации, я бы сказала, духу, она напомнила мне «Москвич»-407, тем более что традиционно коробка передач у нее располагалась так же, как и у него: на руле. Однако на нашем экземпляре рукоятка КПП была установлена между передними сиденьями, как на более поздних версиях.

Первая Skoda 440, которая сначала называлась Orlik, a затем и Spartak (и с этим названием прижилась среди поклонников марки), была построена вокруг трубчатой рамы, внутри которой к задним колесам шел карданный вал. Литровый двигатель развивал 40 л.с., а максимальная скорость была ограничена 100 км/ч.

Представили эту машину впервые в 1955 году на автосалоне в Брюсселе, а два года спустя уже выпустили более мощную версию — Skoda 445 — с двигателем 1,2 литра и 45 л.с. Эта машина оказалась популярна и в Европе, и даже в США. На экспорт уходило порядка 40% автомобилей. Именно эта модель и стала основой для появления всего семейства Octavia.

Как и все старички, она оказалась с характером, передачи приходилось включать с подбором оборотов, и делала она это не слишком охотно. Миловидная внешне, то ли меня она не особо взлюбила, то ли я не смогла найти с ней общий язык, так или иначе, наше знакомство оказалось не слишком продолжительным, хотя мой ко-драйвер справился с ней довольно легко.

К сожалению, на этих четырех автомобилях тест-драйв исторических Skoda для меня завершился, так как закончилось время, отведенное на ознакомление. Оставалось рассчитывать, что на следующий день либо нам достанется что-то знакомое, либо я смогу быстро привыкнуть к нужному экземпляру.

Не успела я опробовать на самом деле три автомобиля (другие дублировались): Skoda Octavia, Skoda 1000 и Rapid. Но все же скажу про них несколько слов.

Предложенная для теста Skoda Octavia была очень похожа на протестированную Felicia: та же пространственная рама, пружинная передняя подвеска, 4-цилиндровый двигатель объемом 1,1 литра и мощностью 40 л.с., 4-ступенчатая коробка передач и максимальная скорость в 115 км/ч. Помимо стандартной Octavia выпускали еще версию с двигателем объемом 1,2 литра и мощностью 45 л.с. Кроме кабриолета модель еще производили в версии кузова Kombi, которая также присутствовала в модельном ряду автомобилей, предложенных нам для ралли.

Skoda 1000 MB появилась в 1964 году после реконструкции завода в Млада-Болеславе и принципиально отличалась от всех предыдущих моделей: у нее был совершенно новый несущий кузов и заднемоторная компоновка — плюс все независимые пружинные подвески. Двигатель объемом 1 литр с двумя карбюраторами развивал уже 52 л.с., крутящий момент достигал 75 Нм, а максимальная скорость — 130 км/ч. На базе Skoda 1000 MB выпускали и двухдверную версию — MBX. Три года спустя в производство пошла версия 1100 MBX — с более простым двигателем с одним карбюратором, который также развивал 52 л.с.

Ну и, наконец, Skoda Rapid, которая заменила собой в 1984 году модель Skoda Garde. Впрочем, имя это не стало новым — его носили автомобили еще довоенного периода. В 1986 году Rapid стали выпускать в версии с двигателем 1,3 л мощностью 59 л.с. и моментом в 97 Нм. Разгон до 100 км/ч составлял 15 секунд! Это была первая модель, которая получила 5-ступенчатую коробку передач.

Уже рано утром все десять автомобилей, предназначенных для ралли, расположились перед нашим отелем «Galatea». Солнечное утро, красивый пейзаж — в общем, все вокруг поднимало настроение. Экипажей было всего восемь, так что два автомобиля были запасными. Путем жеребьевки наш экипаж получил прекрасный желтый кабриолет Felicia, который ждал нас в парке отеля с распахнутым верхом.

Нам предстояло пройти четыре спецучастка — по два на каждого из членов экипажа — и 160 км пути в общем. Расстояние небольшое, но перед организаторами и не стояло задачи перегрузить нас километражем. К тому же на каждом спецучастке нас ожидали дополнительные задания — на регулярность, на точность, на заданное время и даже на движение задним ходом. Felicia отлично себя чувствовала и передавала нам свое хорошее настроение.

Правда, несмотря на выданные нам кожаные шлемы и специальные дорожные очки, наш экипаж как следует прочувствовал, что такое путешествие в ретро-кабриолете. По дороге мы надели на себя все имеющиеся куртки, чтобы спрятаться от сильного ветра — даже на скорости в 60 км/ч — и с некоторым сожалением вспоминали о всех новомодных функциях вроде «воздушного шарфа», которые спасают от ветра и холода водителя и пассажира современных родстеров.

Дороги маршрута были весьма разнообразны, проходили через небольшие городки, поля, леса, приводили нас к древним замкам и другим достопримечательностям. Мы побывали, например, в замках Kost и Liblice, в пивоварне Lobeč и даже на полигоне Skoda. Проехали по старым булыжным мостовым, чтобы почувствовать себя героями той эпохи, и в итоге финишировали на территории замка Ctěnice.

Интересно, что выстраивали и прописывали маршрут специалисты по классическому ралли — команда ČK motorsport, которая хорошо известна тем, кто занимается классическим автоспортом и ретро-ралли. ČK motorsport (вот их страница) в том числе участвуют в историческом ралли Монте-Карло на Skoda 130RS и в других подобных событиях, и имеют большой опыт не только участия, но и организации ретро-ралли. Поэтому и сам маршрут, и дорожная книга, которая к нему прилагалась, были сделаны высокопрофессионально и точно, без ошибок и погрешностей, что было особо приятно.

Компания Skoda проводит подобные исторические ралли вот уже в четвертый раз, их сложность увеличивается, а легенда обрастает дополнительными подробностями и заданиями. Конечно, это прежде всего не спортивное соревнование, а возможность прикоснуться к истории марки и на практике понять, как она развивалась, с чего все начиналось и к чему пришло. Ну а интереснейший маршрут, проходящий через небольшие и старинные городки с остановками в древних замках, только добавляет удовольствия от происходящего.

Фото: автора и компании Skoda

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.