Тест-драйв: Прыгаем из бензинового внедорожника Toyota Fortuner в дизельный

Согласно установленной субординации, бензиновые версии Форчунера мощностью 163 л.с. стоят на полступеньки ниже 177-сильных дизельных. От типа мотора зависит не только отдача, но и уровень оснащения.

Матчасть рамника Toyota Fortuner хорошо известна: он построен на базе пикапа Hilux и продаётся в России с 2017 года. Уехав со старта на дизельной тяге, через год Fortuner («фо́рчунер» с ударением на первый слог) обзавёлся бензиновой модификацией, а попутно и базовой версией с «механикой». Но так получилось, что дальше статичной презентации у Драйва с Форчунером дело не двинулось. Лично у меня есть кое-какой опыт общения с этой Тойотой, и восполнить пробел на сайте мне поможет сразу пара популярных вариантов с шестиступенчатым «автоматом»: белый внедорожник оснащён бензиновой «четвёркой» 2.7, тёмный — турбодизелем 2.8.


Извечный спор между бензином и дизелем Fortuner усложняет особенностями комплектаций. В пользу дизеля 2.8 говорит тяговитость и относительная свобода в выборе исполнения. Бензиновую машину проще контролировать, и она годится как выбор пуриста. Аргументы — в видео.

Клиенты голосуют рублём за турбодизель: 4105 из 5884 покупателей Форчунеров в 2018 году. Но если разобраться, они выбирают не столько мотор, сколько сопутствующее ему оснащение. Неспроста самой популярной является топ-версия «Престиж» с бесключевым доступом, кожаными креслами и электрифицированной крышкой багажника. Наш баклажановый Fortuner как раз таков. Несильно отстаёт и богатенький «Элеганс» со светодиодными фарами и круиз-контролем. Но бензиновому Форчунеру остаётся только мечтать о таких игрушках. Его удел — это базовый «Стандарт» да средненький по набору опций «Комфорт» с кондиционером и без датчиков парковки. Справедливо ли?

Передняя панель с электронными часиками — привет из 90-х. Эргономика испорчена беспорядочно разбросанными по салону кнопками. Зато есть два бардачка и ухватистые ручки на передних стойках, облегчающие посадку в высокий автомобиль.

Климат-контроль с простеньким блоком управления стабильно поддерживает заданную температуру. Под правой рукой водителя расположены клавиши режимов силового агрегата, подключения блокировки заднего дифференциала и деактивации системы стабилизации.

Ещё на старте продаж тойотовцы объявили, что именно на Fortuner с турбодизелем делается основная ставка — ему самое лучшее. А версии с бензиновой «четвёркой» 2TR-FE — вроде группы поддержки. Ну не знаю. Пока мы снимаем статичные планы в песчаном карьере, тёмный внедорожник жужжит, словно назойливая муха, мешая отдавать команды по рации. Стрекот дизеля отлично слышен и снаружи, и в салоне. От вибраций немного зудят руль, подушка сиденья и селектор «автомата». А когда приходит пора перегнать Fortuner на соседнюю локацию, он прыгает с места при малейшем прикосновении к акселератору.

Кресла удобны, но посадку водителя осложняет ограниченная регулировка руля по вылету. На втором ряду достаточный запас пространства перед коленями, но потолок нависает над пассажирами. Третий ряд вполне пригоден для перевозки взрослых.

В зависимости от положения сидений объём багажного отделения вмещает 200 литров, 1080 или 1702. Чтобы демонтировать третий ряд, нужно открутить по два болта с каждой стороны. Запасное колесо крепится под днищем.

Бензиновый внедорожник тихонечко сопит через дырочки воздухозаборников. На холостом ходу мотор в салоне едва слышен, вибрации отсутствуют вовсе. При старте с места тяга нарастает плавно, и где-то до середины шкалы тахометра реакции на подачу топлива радуют точностью. Катишь себе не спеша и думаешь: может тойотовские маркетологи чего-то напутали в расстановке приоритетов? Но стоит придавить педаль газа сильнее — и сразу становится понятно, кто тут мясо, а кто гарнир.

В автоматическом режиме трансмиссии бензиновый Fortuner не в состоянии поддерживать высокий темп даже при активации силового режима PWR Mode.

Пусть по паспорту бензиновый Fortuner проигрывает дизельному в разгоне до 100 км/ч менее секунды, фактическая разница — как между горой Фудзи и Мамаевым курганом. Если с тяговитым турбодизелем автоматическая коробка уживается душа в душу, то с бензиновой «четвёркой» они словно кошка с собакой. На каждом ускорении с хода Fortuner 2.7 спотыкается из-за череды понижающих переключений, затем «автомат» вновь спешит вверх. При этом заметного прироста динамики перебор трансмиссионных аккордов не даёт. Чтобы добиться реального разгона, обычного «Драйва» недостаточно, необходимо перевести рычаг в «Спорт» и отсчитывать передачи вручную.

Выбрав слабину подвески, Fortuner исправно поддерживает заданную траекторию в повороте вне зависимости от типа двигателя.

Дизельный Fortuner отлично едет без лишних манипуляций. Да еще и топливо экономит, где по два, где по четыре литра с каждой сотни километров. Но, блин, почему он такой жёсткий?! На неровном асфальте трясёт так, словно в задней подвеске кто-то забыл поменять рессоры донорского пикапа на пружины. Одна отрада — пробоя амортизаторов можно не бояться даже на вдрызг разбитых дорогах.

Бензиновый внедорожник оснащён обычным кондиционером. Ключ зажигания — с металлическим жалом. Дизельному в комплектации «Престиж» положен электронный брелок.

Кресла с текстильной обивкой немного мягче кожаных, а их покрытие более цепко. Но матерчатые внутренние ручки засаливаются и пачкаются. Только водительский стеклоподъёмник тут оснащён автоматическим режимом.

Нам повезло, что обе машины в одинаковой обуви — в реальной жизни так быть не должно. На тестовом Форчунере 2.7 по ошибке установлены 18-дюймовые колёса от более дорогой версии, хотя ему положен на дюйм меньший диаметр. Так вот бензиновая Тойота на точно таких же шинах Bridgestone Dueler 265/60 R18 стелет чуть мягче, хотя и не настолько, чтобы расслабиться и перестать объезжать ямы, что позволительно, скажем, за рулём Prado или «двухсотки». Значит, с родными «семнадцатыми» колёсами комфорта должно прибавиться.

Энергоёмкая подвеска позволяет без вреда для здоровья дубасить как по разбитым дорогам, так и по бетонным неровностям армейского полигона.

Различия в управляемости — на уровне нюансов. Дизельный внедорожник с придавленной тяжёлым мотором передней осью чуть дольше сопротивляется в первой фазе поворота и охотней распрямляет траекторию при добавлении газа на выходе. А если на дуге наехать колёсами на неровность, сильнее шарахнется в сторону. Но зато меньше кренится под нагрузкой. Руль бензиновой модификации немного легче и информативней, а тормоза требуют меньших усилий при замедлениях. Но разница настолько тонка, что ощутить её можно только по ходу такого вот сравнительного теста.

Два мотора — две стратегии преодоления препятствий. Дизельному внедорожнику ближе напористые атаки подъёмов, бензиновый пропагандирует «шахматный» подход, с предварительным просчётом ходов. У каждого способа свои плюсы и минусы.

Любопытно, но и на бездорожье не проявляется явное превосходство дизельной версии. Конечно, 450 Н•м момента — весомый аргумент против бензиновых 245, особенно когда ты нацелился на штурм крутого подъёма. Но в тяжёлых условиях, где обязательно включение понижающей передачи, тяговые возможности внедорожников субъективно сравнимы. Где проезжает дизельная версия, там проскакивает и бензиновая. А если одна застревает, то и другая за ней.

Геометрические показатели достойны. Угол въезда составляет 29º, съезда — 25º. Под корпусом заднего редуктора — 225 мм. Однако основной источник проблем — подножки, до которых 33 см. Мало того, что они якорят машину на перегибах, нагребая грунт, так ещё и мнутся, портя внешний вид.

Пожалуй, закопаться в песке на дизельном Форчунере даже проще. При добавлении газа тяга нарастает лавинообразно, автомобиль резковато стартует с места и слишком рьяно прёт вперед, там где необходим малый ход. Укрощать пыл тёмного Форчунера приходится, придерживая педаль тормоза ногой. Бензиновый внедорожник за счёт более линейной отдачи и с места трогается плавнее, и ускоряется без вспышек ярости. Иной раз достаточно просто отпустить тормоз, чтобы атмосферная «четвёрка» сама перетащила Fortuner через буераки с черепашьей скоростью.

Максимальной для бензинового Форчунера с «автоматом» является тестовая версия Комфорт за 2 533 000 рублей. Цены на дизельные модификации стартуют с 2,8 млн, а топовая комплектация Престиж стоит уже 3 031 000.

В общем, среди Форчунеров с автоматическими трансмиссиями нет явного лидера по ходовым качествам. Дизельный внедорожник покоряет тяговитостью, но раздражает шумами и тряской подвеской. Бензиновый огорчает слабой динамикой и перерасходом топлива. Но отличается более линейными откликами на подачу топлива и относительной тишиной в салоне. При этом он как минимум на 270 тысяч дешевле дизельного собрата в комплектации «Элеганс», а топового «Престижа» — на все пятьсот. Однако карму внедорожнику с мотором 2.7 портит бедное оснащение. На его фоне дизельный Fortuner выглядит более разумной покупкой.

В Чечню «на ручке» Фото: Drom.ru

Ровно год назад я ездил в Чеченскую Республику в компании двух Форчунеров с бензиновыми моторами. Один был с «автоматом» (буквально тот, что участвует в нынешнем тесте), второй — с пятиступенчатой «механикой». Мы преодолели около четырёх тысяч километров по шоссе, ещё где-то тысячу по местным дорожкам и пару сотен вёрст по горным тропам. Авантюра чистой воды! Зато удалось сравнить две модификации в условиях, максимально приближённых к боевым.

По ощущениям версия 2.7 с «механикой» не медленнее дизеля с «автоматом», а по управлению тягой она просто лучшая. Однако из-за короткого ряда с пятью ступенями расход топлива по трассе оказывается на литр-полтора больше, чем у двухпедального Форчунера с таким же мотором.

В дальней дороге версия с «автоматом» не самый лучший попутчик. На магистралях ещё куда ни шло, но на узких двухполосках с частыми обгонами — сплошная нервотрёпка, из-за описанной выше манеры коробки метаться между третьей и шестой передачами с непредсказуемой частотой. При этом в спортивно-ручном режиме отсекаются две верхние ступени, и на четвёртой прямой передаче нужно следить за оборотами, чтобы в нужный момент вернуться в «Драйв» для переключения выше. Иначе электронный ограничитель оставит вас на встречке без ускорения. Словом, утомительно и опасно.

В базовой версии повсюду заглушки. Комбинация приборов снабжена мелким монохромным дисплеем. Установлена простенькая магнитола, хотя, по-моему, она звучит лучше топовой медиасистемы.

К моему удивлению, с пятиступенчатой «механикой» Форчунеру вполне хватает 163 л.с. для быстрых обгонов и 245 ньютон-метров для ускорений в пределах одной передачи. И пятая тут уверенно везёт с 50 км/ч, и на третьей внедорожник легко трогается с места! Так что дело не в моторе, а в особенностях гидромеханической трансмиссии, которая явно настраивалась под дизельный двигатель с ломовым моментом.

Вместо хрома — посеребрённый пластик, отсутствуют противотуманки, штампованные колёса добавляют брутальности. За подножки, светодиодные фонари и блокировку заднего дифференциала доплачивать не надо.

Управлять базовым Форчунером тоже приятнее: он легко заезжает в повороты, крепко стоит на дуге, разве что сильнее кренится. Подвеска ещё мягче. Не «крузак», конечно, но тычков и подбросов в салоне гораздо меньше, чем в машине с «автоматом» при той же безграничной энергоёмкости. Однако на тяжёлом бездорожье (у нас в основном такое и было) «ручка» неудобна. На сложных участках приходится активно работать сцеплением, балансируя на грани пробуксовки колёс. Ошибся — и внедорожник либо закапывается, либо сигает вперёд как ошпаренный. Автоматическая версия в тех же условиях банально едет по заданному рулём направлению.

По каменистому руслу «Белой реки» Fortuner с «механикой» крадётся, словно по битому стеклу, требуя ювелирной работы педалями. В салоне стоит аромат подожжённого сцепления. Передаточное отношение пониженной передачи в раздаточной коробке у всех версий одинаково — 2,566.

И всё же, несмотря на некоторые сложности с проходимостью, считаю базовую бензиновую версию лучшей среди Форчунеров. Она как трёхлинейная винтовка — ничего лишнего. И к тому же стоит заметно дешевле разжиревших модификаций — 2 172 000 рублей. Но, невзирая на все прелести, спросом вариант на «механике» не пользуется. В прошлом году дилеры сумели продать всего 576 таких внедорожников.

Паспортные данные

Toyota Fortuner2.7 А/Т2.8 А/ТКузовТип кузовауниверсалуниверсалЧисло дверей/мест5/75/7Длина, мм47954795Ширина, мм18551855Высота, мм18351835Колёсная база, мм27452745Колея передняя/задняя, мм1545/15501545/1550Снаряжённая масса, кг21302215–2260Полная масса, кг27352750Объём багажника, л200–1702200–1702ДвигательТипбензиновыйтурбодизельРасположениеспереди, продольноспереди, продольноЧисло и расположение цилиндров4, в ряд4, в рядЧисло клапанов1616Рабочий объём, см³26942755Макс. мощность, л.с./об/мин163/5200177/3400Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин245/4000450/1600–2400ТрансмиссияКоробка передачавтоматическая, шестиступенчатаяавтоматическая, шестиступенчатаяПриводподключаемый полныйподключаемый полныйХодовая частьПередняя подвесканезависимая, пружинная, двухрычажнаянезависимая, пружинная, двухрычажнаяЗадняя подвесказависимая, пружинная, пятирычажнаязависимая, пружинная, пятирычажнаяПередние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемыеЗадние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемыеШины265/65 R17265/60 R18Дорожный просвет, мм225225Эксплуатационные характеристикиМаксимальная скорость, км/ч180180Время разгона с 0 до 100 км/ч, с12,011,2Расход топлива, л/100 км— городской циклн/дн/д— загородный циклн/дн/д— смешанный цикл11,18,6Норма токсичностиЕвро-5Евро-5Ёмкость топливного бака, л8780ТопливоАИ-92–95дизтопливо

Комплектации

Базовое оборудованиеToyota Fortuner 2.7 «Комфорт»Toyota Fortuner 2.8 «Престиж»Фронтальные подушки безопасности++Боковые подушки безопасности++Надувные «занавески»++Крепление детского кресла Isofix++Коленная подушка безопасности водителя++АБС++Система динамической стабилизации++Трекшн-контроль++Автоматическая коробка передач++Рулевой механизм с усилителем++Светодиодные фары–+Противотуманные фары++Контроль давления в шинах++Датчик дождя++Стеклоочиститель пятой двери++Бортовой компьютер++Круиз-контроль–+Кондиционер+–Климат-контроль–+Система доступа в салон без ключа–+Мультифункциональное рулевое колесо++Подогрев рулевого колеса++Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету++Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом++Электрорегулировка сиденья водителя–+Раздельные кресла второго ряда++Подогрев передних сидений++CD-магнитола с поддержкой MP3++Интегрированная Bluetooth-система hands free++Камера заднего вида++Сервопривод крышки багажника–+Иммобилайзер++Противоугонная сигнализация++Отделка салона кожей–+Отделка салона деревом–+Защита поддона картера++Легкосплавные колёсные диски++Дополнительное оснащение тестового автомобиляЦвет «металлик»39 00039 000Цена комплектации, рубли2 533 0003 031 000Цена протестированного автомобиля, рубли2 572 0003 070 000

Техника

В основе Форчунера второго поколения лежит пикап Hilux. Здесь та же усиленная по сравнению с прежним Хайлаксом на изгиб и кручение рама с усиленными поперечинами, а также оптимизированными профилем продольных балок и формой кронштейнов. Передние двухрычажки унифицированы для пикапа и внедорожника, а задний мост Форчунера вместо рессор подвешен на мощных продольных рычагах с пружинами.

Турбодизель серии GD (Global Diesel) новый — от чугунного блока цилиндров до топливной аппаратуры и навесного оборудования. «Четвёрка» 2.8 с индексом 1GD-FTV оснащена турбокомпрессором с изменяемой геометрией рабочего аппарата и интеркулером. Головка блока выполнена из алюминиевого сплава. Давление в рампе common rail достигает 2200 бар, при этом форсунки осуществляют до пяти впрысков топлива за такт, в том числе ради снижения шума. В России дизель GD отвечает нормам Евро-5, а в Европе — с добавкой мочевины — Евро-6.

Бензиновая «четвёрка» 2TR-FE знакома нам с 2006 года в качестве базового агрегата для Prado. У неё чугунный блок, фазовращатели на впуске и выпуске, а диаметр цилиндра равен ходу поршня — 95 мм. На сленге мотористов такие моторы называют «квадратными». Этот двигатель считается одним из самых надёжных и при грамотном обслуживании способен отходить до капремонта 600 000 км и более. Причём при обрыве цепи ГРМ клапаны не загибаются благодаря проточкам в поршнях.

За кадром

При подготовке съёмки продюсер Настя Королькова наткнулась на чиновника администрации города Лыткарино, оценившего съёмочный день на вверенной ему территории в 50 тысяч рублей. От такого счастья мы, понятное дело, отказались и за пару часов разведки нашли другой, совершенно бесплатный карьер, где благополучно отснялись под присмотром низколетающего реактивного истребителя. На этот раз процесс шёл динамично: оператор Денис Плискин и фотограф Рустем Тагиров результативно снимали, пока я по очереди закапывал Форчунеры в песке. К счастью, не так часто, чтобы мы чего-то не успели.

Алексей Смирнов,

два часа назад.

Фото Драйва

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.